среда, 14 сентября 2016 г.

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. (с) Плутарх

И снова здравствуйте!
В голове очень много мыслей и даже не знаю, с чего начать.

Итак, мой день начался не совсем идеально. Здоровье иногда умеет подводить. И вот, температура +38,5, впереди 3 урока и жаждущие знаний ученики. Собрав все свои силы в кулак, надеясь, что смогу победить этот день, я отправилась в школу.

Первый урок прошёл в 7 "Б" классе. Вы не поверите, но моё самочувствие всё улучшалось и улучшалось по мере того, как мы беседовали с детьми. Все активно работали и отвечали на вопросы. Второй урок прошёл в 7 "А" классе. На удивление, стремление к знаниям у обоих классов хорошее.

Тема урока была "Информация и знания. Восприятие и представление информации". (Соединили два урока вместе)
Это был первый урок информатики в этом учебном году, да и в целом, в начале всего курса информатики в школе. Учебников по информатике нет, хотя материал для подготовки к уроку необходимо отбирать в соответствии с учебником "Информатика" 7 класс, автор Семакин И.Г.(ФГОС) . Очень странно, что нет учебников в наличии. Рассмотрела учебник в электронном виде. Учебник содержит теоретический материал курса, вопросы и задания для закрепления знаний, в конце каждой главы в схематическом виде представлена система основных понятий этой главы. Некоторые главы учебника содержат дополнительный раздел, позволяющий изучить данную тему на углубленном уровне. На мой взгляд, темы раскрыты хорошо, текст изложен простым, понятным языком. По моему мнению, в учебнике мало примеров и задач. Домашние работы слишком легкие. Необходимо дополнительно использовать задания из других источников.

Итак, как проходил наш урок?

Была создана проблемная ситуация. Были предложены две картинки "Что делать, если вы заблудились в лесу" и "Что делать, если вы заблудились в городе". К моему удивлению, оба седьмых класса не выкрикивали ответы, а поднимали руки и отвечали. Был задействован почти весь класс. Далее ребята обобщая ранее сказанное, пробовали сказать, что из себя представляют их ответы и что они в себе несут. Беседуя все вместе, мы пришли к выводу, что они несут знания, факты и информацию. Ребята попробовали дать определение информации (и почти попали в точку), а позже и информатике, рассказав прежде о том, что делает компьютер с информацией.
Мы рассмотрели декларативные и процедурные знания, ребята приводили примеры своих знаний. ("Я знаю, как написать программу для роботов", "Я знаю, что наша Галактика называется Млечный путь")

<Кстати, о роботах.. В нашем районном центре есть секция робототехника и туда записались ребята разных возрастов. В большинстве своём это мальчики (логично). Но секция проводится не на базе школы, а в организации, работающей от РДК (районный дом культуры). К сожалению, у ребят не удалось узнать, на основе какой платформы они программируют роботов (не запомнили). Значит, ещё один пункт на ближайшее время - посетить данную секцию.>


Поговорили об информативности сообщений. Ребята сами дошли до того, что она для каждого своя. "Для нас сообщение 2х2=4 не информативное, а для первоклассника или второклассника наоборот".
Обсудили с ребятами с помощью чего мы воспринимаем информацию и в каком виде она поступает через различные органы чувств. Рассмотрели классификацию информации. В оставшееся время изучили технику безопасности и санитарные нормы в компьютерном классе.

Подводя итоги, все ребята активно участвовали в обсуждении того, что мы сегодня рассмотрели на уроке. Провели рефлексию.

Четвёртый урок (по времени) проходил в 10 "А" классе. Это сборный класс (соединение бывших 9 "А" и 9 "Б").

Тема - "История вычислительной техники"

На изучение темы данной темы обычно отводят небольшое количество часов. Благодаря той же сети интернет, можно найти много иллюстративного и даже видеоматериала.
Именно благодаря этому, тема может быть изложена очень интересно, но количество материала очень большое, и в отведенное на его изучение время его просто невозможно подробно охватить. Поэтому, иногда, данные уроки превращаются в сухое перечисление дат и событий (возможно, разбавленных иллюстрациями), или просто сводятся к записи (с последующим заучиванием) сводной таблицы с характеристиками четырех поколений компьютеров. 

Между тем, данная тема содержит в себе большой потенциал по усилению интереса к предмету информатика.
Считается, что самое сильное воздействие на учащихся оказывает видеоматериал. Поэтому, посоветовавшись с учителем-предметником, я предложила включить в урок просмотр фильма "Пираты Силиконовой долины".Он был снят в 1999 году в США. Данный фильм раскрывает историю зарождения и становления таких гигантов современных компьютерных технологий как Microsoft и Apple. (Название: Пираты Силиконовой долины (Pirates Of Silicon Valley). Режиссер: Мартин Берк. США. 1999 г.) 

Данный фильм относится к категории документальных, так как отражает реальные события, произошедшие в 80-х годах XX века, когда компания Microsoft “позаимствовала” графический интерфейс компьютера Lisa фирмы Apple для своей собственной операционной системы Windows. Несмотря на то, что фильм придерживается реальных исторических фактов, он имеет и художественные достоинства, и понятен тем, кто не разбирается в компьютерной технике.
Т.к. длительность фильма более одного часа, просмотр фильма осталось на домашнее задание.
Также прилагаются вопросы, на которые ребята должны ответить:
  • Почему фильм называется “Пираты силиконовой долины”? 
  • Как вы относитесь к тому, что Бил Гейтс “скопировал” операционную систему у фирмы Apple? 
  • А как данная операционная система появилась у фирмы Apple? 
  • Можно ли назвать Стива Джобса аморальным человеком? А Билла Гейтса? 
  • В фильме только один раз упоминается фирма Hewlett Packard, в связи с какими обстоятельствами? 
  • Какие еще фирмы упоминаются в фильме? 
  • Какие технологии были разработаны ими? 
  • Чем принципиально новым отличалась деятельность Билла Гейтса?

В целом, дисциплина не нарушалась и дети, зная кто такой Стив Джобс и Билл Гейтс, а также имея их изобретения у себя на партах, с удовольствием просмотрели предложенный ролик.

Также домашним заданием является заполнение таблиц. 

Выполнение данного задания на уроке не было возможным, так как отсутствовало подключение к сети Интернет на многих компьютерах. А так хотелось инициировать поисковую деятельность у ребят. 

Также,успела выяснить, что у многих нет google-аккаунтов. Тоже печально. И ещё одна задача на ближайшее время - решить, какие технологии уместно использовать на уроках информатики в данной школе

И снова набравшись положительными эмоциями от воспоминаний, иду готовить урок на завтра.

Благодарю, что вы ещё со мной, мои дорогие читатели!

Всегда с Вами, ваша ЧК

3 комментария:

  1. Кристина, спасибо за детальный отчет! Рада, что к вопросу прохождения и освещения практики ты подходишь основательно!
    Ждем новостей о робототехнике, интересно , кто проводит эти занятия, как они проходят...
    P.S. выздоравливай!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Мария Владимировна!)

    ОтветитьУдалить
  3. Да, Кристина, МОЛОДЕЦ!!!!

    С уважением, Ольга Федоровна

    ОтветитьУдалить